Когда человек обретает веру? В то время , когда начинает постигать азы религиозной грамоты или когда усваивает полный ее курс? Но хорошо известно, что духовные семинарии в прошлом веке нередко так приобщали к вере семинаристов, что они выходили оттуда законченными атеистами. Одни только знания не приближают к Богу. “И бесы веруют…”. Важна атмосфера – семьи, школы, общественной среды.
Но какова же может быть атмосфера там, где дымятся развалины? И школа и семья – в руинах. Но - стоит ли отчаиваться! Именно в пустыне обретал опыт Богопознания народ Божий. Через пустыню лежит путь в Землю обетованную. Глас вопиющего в пустыне призывал приготовить путь Господу. Здесь и теперь. На пустом и, казалось бы, безнадежном месте происходит первая встреча с Тем, Кто приносит Благую Весть о спасении.
Христианские подвижники действуют, как очистительные фильтры в атмосфере, отравленной ненавистью и апатией. Серафим Саровский говорил о святости, которую может стяжать один человек, чтобы тысячи вокруг него спаслись. Эти молодые педагоги, что не берут денег за обучение в Школе добра, еще не востребованы Церковью. Они по настоящему в нее не достучались.
В пустыне не бывает оседлого населения. По ней можно только передвигаться. Не случайно в СССР существовал жесткий паспортный режим, чтобы пресекать и контролировать миграцию населения. И все же миграция, и активная, происходила, в результате чего миллионы русских перекочевали в национальные республики. Советский союз был похож на большую кастрюлю, стоящую на медленном огне, в которой содержимое перемешивается в разных направлениях. Сейчас огонь увеличился.
Соблазнительная метафора увела меня от образа пустыни, более подходящего к современной ситуации.
Харьков – наполовину русский город, и верующие населения в основном исповедует православие. Хотя сильны и многочисленны протестантские общины. Поэтому, если можно так выразиться, духовный пейзаж общий. Знакомы и понятны одиночки-пилигримы, ищущие в черном небе Рождественскую звезду.
С модными учителями познакомил меня главный режиссер Детского театра Василий Евгеньевич Сигин, который поставил мюзикл “Свет Рождественской звезды”. Все актеры – дети. В начале он тоже толкнулся к митрополиту и был отброшен заградительной системой епархиальных служб. Один из секретарей владыки пристыдил режиссера: “Изображать на сцене святое семейство – кощунство! Играть Деву Марию – святотатство!” Но одиночка-пилигрим все же проник к Его Высокопреосвященству. Владыка рассудил иначе. “И хорошо. Что дети будут играть евангельскую историю. Запомнят на всю жизнь”, - сказал он, давая свое пастырское благословение.
За время подготовки спектакля шестдесят детишек прошли настоящую катехизацию (Катехизация (греч. — поучение, наставление) — изучение членом церкви либо человеком, готовящимся стать членом церкви, основ христианской веры и вероучения церкви). http://ru.wikipedia.org/
Он собрал актеров из неблагоприятных семей и просто беспризорных, сирот.
- Один мальчик, - рассказывает Василий Евгеньевич, -пришел к нам зажатый, настороженный, слова из него не вытянешь. И вдруг стал распрямляться, начал появляться свет в глазенках. И последнее время мы репетировали по шесть часов в день. Жили, как одна семья, если хотите, как одна община. Спонсоры оплатили нам питание в столовой. Кто-то помогает нам, кому-то – мы.
- Я видел в зале много инвалидов и, кажется, ни одного священнослужителя…
- Да, инвалиды – наш зритель.
- Вы получаете зарплату?
- Символическую. Помогает Господь, и через спонсоров тоже. Деньгами, вещами, безналичкой. Как раньше ходили с кружкой по Руси, собирая на строительство храмов, так мы сегодня, с миру по нитке, строим храм в душе ребенка.
Да, грустна наша Украина…Но и непостежимо богатая, если на пустынном пепелище, на необозримом братском кладбище среди мертвых душ встречаются и живые.