Лист в редакцію. Мукачевский епископ благословляет сепаратистов

7
0

Сьогодні на адресу редакції порталу "Мукачево.нет" надійшов лист від пана В.Івасюка. На жаль, окрім прізвища, жодної інформації про себе читач не вказав.

Тема його епістолярного звертання мов та порепана китайська платівка: знову отець Сидор, церква і сепаратизм. І це не з вини автора, а через специфіку проблеми, про яку йдеться.

Отож, нижче публікуємо текст листа без змін.

"В первые дни июля месяца, на одном из интернет-порталов появился материал под названием «Путешествие русинов Карпатской Руси с Ужгорода в Санкт-Петербург».

В нем говорится, что настоятель кафедрального собора в г. Ужгород прот. Димитрий Сидор, вместе с 14 детьми-сиротами, посетил святыни Северо-Западной Руси.

Все бы оно ничего, если бы не один вопиющий факт. Статья, автором которой, кстати, является Матушка Анна Сидор, начинается словами: «С 23 июня по 1 июля по благословению архиепископа Мукачевского и Ужгородского Феодора, группа паломников во главе с настоятелем кафедрального собора г. Ужгорода прот. Димитрием Сидором, вместе с 14–мя детьми-сиротами детского дома «Новая семья», посетили святыни Северо-Западной Руси, начиная от Санкт-Петербурга. По просьбе владыки Феодора паломников из Карпатской Руси принимал Новодевичий монастырь С.Петербурга, где настоятельница игуменья Софья предоставила паломникам церковную гостиницу и питание».

На Закарпатье о. Димитрий (Сидор) всем известен как сторонник политического русинства и человек, который открыто призывает к провозглашению на Закарпатье Русинской республики под названием Карпатская Русь.

На сегодня, о. Димиртия обвиняют в сепаратизме и в отношении этого факта возбуждено уголовное дело. На сколько известно, он даже давал подписку о невыезде, а потому его появление в Росси выглядит довольно странно. По крайней мере, в этой связи появляется немало вопросов к погранслужбе и другим государственным органам Украины.

Все высказывания и деятельность о. Димитрия до сих пор не вызывали явной реакции со стороны епархии, что было связано с тем, что «мол о. Димитрий выступает как физическое лицо, а не представитель духовенства». В данной же статье используется термин «Карпатская Русь», который используется представителями русофильского направления политического русинства в качестве названия территории Закарпатской области. Но ничего общего, ни с церковной, ни со светской, официальной терминологией не имеет. В связи с этим и возникает вопрос о том, кого же именно благословил в путешествие архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор: украинцев или русинов?

Примечательно и другое. 26 мая, на портале Liveinternet появилась запись в блоге под названием «Русины ищут поддержки в Москве». В нем, в частности говорится о том, что «Было принято обращение к новым властям Украины с требованием прекратить судебное преследование духовного лидера подкарпатских русинов и реализовать волю этого народа, выраженную на референдуме 1 декабря 1991 года, о восстановлении автономного статуса в составе Украины. Права человека и права нации – это вопрос не внутренний, а международный. Международным сообществом автономный статус 800 тысяч подкарпатских русинов был признан». Данное обращение было принято Союзом Православных Братств (СПБ), почетным членом которого о. Димитрий был избран во время визита.

Примечательно, что на Украине подобные братства были лишены благословения УПЦ на заседании Синода УПЦ еще в ноябре 2008 года. Их деятельность тогда была признана таковой, которая «противоречащие учению и правилам Православной Церкви».

Вместе с тем, стоит отметить, что о. Димитрий не является единственным лидером русинского движения на Закарпатье. Оно само по себе довольно разношерстно, а большинство жителей области в принципе не поддерживают любые политические проявления в русинском вопросе, и тем более, не поддерживают промосковскую позицию о. Димитрия. Ему припоминают бурную политическую деятельность в рядах СПУ и ПСПУ, интриги в областном совете, «бритоголовых» паломников из числа местных организованных преступных группировок, за чей счет и был построен кафедральный собор в г. Ужгороде.

Кроме того, по словам бывших прихожан кафедрального собора г. Ужгород, о. Сидор не раз позволял себе резкие высказывания в сторону своих политических оппонентов, даже во время ведения службы, чем настроил против себя часть паствы.

В связи с выше изложенным, можно себе представить, чем может обернуться дальнейшая деятельность для Мукачевско-Ужгородской епархии о. Димитрия (Сидора), если она не будет пресечена.

У закарпатских сепаратистов уже сложилось довольно сильное лобби в Москве. По крайней мере, ряд экспертов, близких к Кремлю уже несколько раз поднимали вопрос о существовании «русинства». В частности М. Леонтьев, о. Андрей (Кураев), Кирилл Фролов, Александр Крылов и другие. В их роботах проходит четкая апологетика причастности русинов к общеславянской истории и близости к России, так званый «четвертый восточнославянский народ», что уже само по себе является искривлением истории и вмешательством во внутренние дела Украины. Кроме того, русины никогда в своей истории небыли приверженцами союза с Россией, поскольку не связаны с ней ни культурно, ни исторически, ни духовно. А сейчас, руками священника из Закарпатья планируют создать подобие Приднестровья под самым боком ЕС. Пойдет ли на пользу церкви или государства такой поворот истории? Однозначно нет. Так почему же не назвать вещи своими именами? Последняя публикация четко показала, что лидер русинского политического движения использует свой духовный статус для популяризации и распространения сепаратизма. Он ищет внешней поддержки и финансирования. И когда подобные вещи происходят по средствам епархиального благословения, то кидает тень не только на епархию, но и на Украинскую Православную Церковь в целом.

Возможно за последнее время, смены политического курса Украины, изменилось и отношение УПЦ к некоторым вопросам. Но имеем надежду, что это не так и произволу священника-сепаратиста будет дана надлежащий оценка со стороны УПЦ.

В. Ивасюк

Коментарі

Ще немає коментарів, будьте першим!