У столичній галереї "Мистець"
(Мовою оригіналу)
В столичной галерее "Мыстець" в разгар лета посетителей удивили "Солнцем в руках" – выставка керамических панно художницы из Закарпатья Веры Томашевской по посещаемости бьет все рекорды отпускного сезона.
Уроженка Закарпатья Вера Томашевская – не совсем обычный художник и очень необычный мастер изделий декоративно-прикладного искусства. От ближайших коллег, занятых обжигом кувшинчиков и горшочков,– тех, кто тоннами вывозит на Андреевский спуск ходовую сувенирную продукцию,– ее отличает как минимум индивидуальная техника работы с керамикой. Из кусочков раскрашенной глины Вера Томашевская умеет выкладывать целые полотна, на расстоянии нескольких шагов не отличимые от картин, написанных маслом или гуашью.
С живописцами у госпожи Томашевской действительно много общего. Дело не только в том, что закарпатская художница создает не кухонную утварь, а картины, к тому же весьма внушительных размеров. Собственная техника, которую она разрабатывала в течение десятка лет, не мешает госпоже Томашевской быть до зуда в костях типичной. Ее керамические панно как две капли воды похожи на сотни чужих картин, талантливых и не очень. Для самой художницы это, скорее, комплимент, чем порицание – больше всего ей хочется, чтобы к ее работам относились как к "настоящей" живописи.
Настоящего в творениях Веры Томашевской не больше и не меньше, чем у художников, которые заняты декоративной живописью. Те же две магистральные темы – городской пейзаж и природа. То же изобилие красок, компенсирующее отсутствие динамики и тягу к плоскостным изображениям. Те же приторность и сентиментальность, которые принято выдавать за особый человечный взгляд и которые по существу оказываются не чем иным, как боязнью оригинальных художественных решений.
В создании композиций, варьирующих тему природных красот Украины, госпожа Томашевская особенно преуспела. Глиняные маки и васильки, облака и горы, рябины и карпатские смереки усеяли ее картины так густо, что иногда создается ощущение, что они вот-вот разорвут деревянную раму. Материальная плотность изображенного мира – одна из смысловых составляющих "живописи" Веры Томашевской; из детских уст на выставке корреспонденту Ъ лично пришлось услышать, что эти картины, наверное, делала та самая тетя, которая украшает "Киевский торт".
Городских пейзажей на выставке меньше, хотя и они весьма показательны. Прежде всего тем, что, как и у большинства сегодняшних художников, изображают не реальный Ужгород, Тбилиси или Париж, а условное пространство, в котором каждого города понемногу – изломанными линиями, красными крышами, крошечными балкончиками можно, при желании, обозначить любой из перечисленных городов. Чем меньше сходства, тем меньше ответственности и тем выше рыночная цена (кстати, спрос на работы Веры Томашевской особенно велик там, где ценят национальный колорит,– ее керамические панно украшают, к примеру, залы американского посольства в Киеве).
О чем многочисленным посетителям выставки действительно пришлось пожалеть – так это об отсутствии в работах Веры Томашевской даже слабого намека на иронию. Хотя картины, кажется, оказались на этот раз умнее своего творца. Во всяком случае, удержаться от соблазна усмотреть в керамических полотнах пародию на современную декоративную живопись и почитателям, и критикам художницы вряд ли удалось.
Наталья Ъ-Малькова