Евгений Тыщук: Наша цель объединить театры всех меньшинств Украины и еврорегиона (ФОТО)

24
0

С 19 по 26 мая в городе Мукачево пройдет международный театральный фестиваль «Этно-Диа-Сфера».

Мукачево.net подробней разузнало об истории создания фестиваля, его названии, а также, что приготовил зрителям родной  Закарпатский государственный русский драматический театр. 

Поделился историей один из первых создателей театрального фестиваля Евгений Витальевич Тыщук.

- Расскажите о том, как появилась идея создания фестиваля?

- У нашего коллектива было желание поучаствовать в международных театральных фестивалях. Я работаю в театре уже почти 22 года, но главным режиссером с 2000 года, тогда у нас и появилась идея поучаствовать в международных театральных фестивалях, поэтому, мы начали стараться выпустить такой спектакль, с которым мы могли бы выехать и показать уровень . Все условия, моменты, должны быть учтены, иначе это сразу не принимается. Прежде чем попасть на фестиваль, нужно отослать видео, аннотации, и если этот спектакль соответствует, хотя бы определенному уровню тогда его могут пригласить.

Мы начали зондировать почву, вышли на Санкт-Петербург, там есть международный фестиваль «Встречи в России», тогда, я, директор театра Юрий Шутюк и народная артистка Украины Лидия Пирогова были приглашены в качестве гостей. Мы смотрели спектакли, смотрели как это все организовано, как свежая кровь вливается в тот театр который проводит этот фестиваль. Это было здорово. Очень большая  масса впечатлений.

И вот через год мы уже приехали на этот фестиваль со своим спектаклем «Дура,  это любовь», после этого директор упоминаемого татра сказал, что хорошо было бы и у нас сделать нечто подобное, ведь город Мукачево находится на границе 4 стран. Было бы здорово придумать фестиваль, но такой, которого вообще еще нету в Украине. Такой, чтоб это было интересно министерству культуры, и зрителям.

На Закарпатье живет много национальностей и у каждой из них есть свой язык, колорит, и вот здорово было бы на базе нашего театра организовать фестиваль. Поэтому Юрий Степанович предложил такую идею фестиваля, на который будут приглашаться коллективы национальных меньшинств Украины и еврорегиона. Это коллективы, которые говорят на разных языках: цыганский театр, еврейский театр, венгерский, словацкий, румынский и другие. Вот тогда и  начали искать эти коллективы, пригашать, завязывать с ними отношения. Первые три фестиваля назывались «Театральная весна Закарпатья».

- А что означает название фестиваля «Этоно-Диа-Сфера»?

- На основании как раз этой идеи реализовалось и название «Этно-Диа-Сфера»: этнический театр, «диа» – действие, а сфера как бы планета, фестиваль национальных меньшинств Украины и еврорегиона.

- Он уже тогда бы международным?

- На тот момент он как бы и не был международным,  хоть мы и приглашали, например, венгерский театр из Берегова, а вот когда к нам начали приезжать словаки. Он стал автоматически международным.

- Если какой-то самый незабываемый фестиваль?

- Я считаю, что третий фестиваль был одним из мощнейших, потому, что выступал театр имени Леси Украинки на русском языке, они показали спектакль «Настоящий мужчина в начале тысячелетия». Приезжал Киевский цыганский театр, еврейский театр, венгерский, брестский, хорватский театр и много других. Фестиваль был очень мощным по репертуару.

А дальше к нам подключилось министерство культуры, потому, что этот фестиваль стал действительно изюминкой Закарпатья. А вот если бы не собирались театры, то мы придумали такое как «Драматургия», например привозились спектакли английские, немецкие, белорусские все равно выдерживалась эта «Этно-диа-сфера» или в названиях, или в театрах.

- Какая цель фестиваля?

- Наша цель объединить все театры разных меньшинств Украины и еврорегиона. Разные коллективы объединяются единым языком – театральным, потому, что театральный язык понимают все.

- Какие же рамки по приглашенным театрам?

- Наш фестиваль  приурочен к Дням города Мукачева, а он длится неделю, под конец  мая, поэтому мы вкладываемся в этот промежуток. Выходит каждый день по два спектакля. Сейчас мы начали делать спектакли и для детей, чем дети хуже? Поэтому и венгры привозят для детей какие-то сказки, мы тоже показываем свои сказки.

- Больше не получается пригласить?

- Можно пригласить сколько угодно, но все зависит от финансирования, первое время Министерство культуры поддерживало нас, а потом вообще ничего, Юрий Степанович берет все на свои плечи по организации. Город тоже немного помогает, мер Мукачева Золтан Лендел обязательно, также областное управление культуры.

- А как реагирует наша публика?

- Публика уже ждет наш фестиваль. Если фестиваль не провести хотя бы один год,  то будет уже болезненно для театрального зрителя. Они знают, что приходит весна и могут сходить на спектакли, которые даже в Киеве не имеют времени посмотреть. Приезжие коллективы  тоже могут посмотреть на выступления других. Плюс, конечно, наш зритель может сравнить какого уровня наш театр и что он не хуже других.

- Есть какой-то обмен опытом между вашим коллективом и приезжими?

- Да, в прошлом году мы устраивали мастер-классы по био-механие. Так же приезжала группа профессоров, таких как  Ростислав Коломиец, Константин Дубинин и другие. Вот они проводили встречи с коллективами, мы обменивались энергией и опытом. Очень важна дружба между всеми коллективами.

- Много ли коллективов просятся на фестиваль?

- Ну да, у тех, кто попадают к нам, мы тоже смотрим кассеты, многие просятся, а мы им отказываем, потому что не дотягивают до нашего уровня. Наш зритель уже такой, что ему нельзя показывать худшее.

- Расскажите о спектакле, который вы представите впервые, «Смерть Тарелкина»

- С этим спектаклем можно будет ехать на любой фестиваль, и он будет замечен, потому, что это не только классика, а потому, что это произведение в своем роде единственное. Мы не просто скопировали и поставили пьесу по тексту. Как говорят, режиссер должен не просто поставить спектакль, а сочинить его.

Когда я, учился на магистратуре у Валерия Фокина в школе-студии МХАТ, мы разбирали эту пьесу, я влюбился в то, что мы делали, я ни разу себя не пробовал в таком жанре как гротеск, а это очень сложно. В этой пьесе нет положительного персонажа, здесь все герои отрицательные и они между собой конфликтуют. Это очень интересно и очень сложно.

Мы решили, что будем проповедовать природу чувств в нашем спектакле, то есть жанр сопоставимого с несопоставимым. Мы прочитали пьесу, встретились с коллективом и начали ее обсуждать, о чем мы бы хотели сказать зрителю? Интересна ли она в наше время? Потому, что она была написана еще в царские времена. И мы решили рассказать о власти, не просто власти, а власти денег, о страшной власти денег, которая порождает «бесчеловечность». Слово состоит из «бес» и «человечность». Вот об этом наш спектакль. В нем буду перекликаться царское время с нашим, как вели допросы тогда и сейчас, взятничество тоже перекликается, то есть мир меняется, а проблемы остаются те же. Эта пьеса была актуальна в то время, и она актуальна сейчас.

- Большое спасибо Вам.

П.С.

Кстати,  напротив гардероба в нашем Закарпатском государственном русском драматическом театре можно увидеть зеркало которому 115 лет. Как рассказал Мукачево.net Евгений Тыщук в коллективе есть такое поверье, если встать напротив зеркала, и загадать самому себе желание, то оно обязательно сбудется. Главное, загадать именно творческое, а не материальное желание.
«Я захотел учиться в Москве, и загадал себе это желание, вот оно и сбылось» - рассказал Евгений Витальевич.

Коментарі

Ще немає коментарів, будьте першим!

Читайте також