Розпочався суд у резонансній кримінальній справі про вбивство 18-річного хлопця в Рахові. Після першого засідання один з підсудних покінчив з собою.
Тячівський районний суд почав розгляд справи про вбивство, яке сколихнуло Закарпатті та викликало резонанс далеко за його межами. ми писали про цю історію. Далі - мовою оригіналу:
В октябре прошлого года двое парней из города Рахов выманили своего 18-летнего товарища на окраину города и с особой жестокостью убили. Как выяснилось после раскрытия преступления, убийцы увлекались сатанизмом, а один из них заявил на допросе, что убить товарища ему приказал… «хозяин» — сатана.
«Голос сказал нам, что мы должны кого-то убить»
Владислав Михайлюк (на фото) исчез 29 октября — пошел на встречу с двумя давними друзьями и не вернулся. На следующий день встревоженная мама обратилась в милицию, и правоохранители в первую очередь опросили друзей Владислава, которые видели его последними, — 18-летнего Николая и 20-летнего Петра (имена изменены). Те рассказали, что действительно встречались с Владиславом, но разошлись. Куда он пошел, они не знают. Парень не вернулся и на следующий день, его телефон был выключен, поэтому милиция привлекла к поискам кинологов с собаками, спасателей и местных жителей.
В конце концов оперативники вышли на 17-летнего Игоря, который хорошо знал всех троих парней и стал невольным свидетелем преступления. Он и рассказал, что Владислава убили Петр с Николаем. Тело погибшего, закиданное камнями и песком, обнаружили в заброшенном здании возле городской свалки. Эксперты насчитали на теле убитого не менее 23 ножевых ранений, в том числе шесть — в область сердца.
Обоих подозреваемых арестовали, и они сразу во всем сознались. Сказали, что убили товарища из-за давней обиды — пять лет назад Петр с Николаем до смерти замучили кошку и сняли этот процесс на видео. Увидев видеоролик, Владислав стал распространять его в школе. После чего у живодеров возникли проблемы с одноклассниками и учителями. И вот теперь они поквитались со своим обидчиком.
Во время следствия выяснилось, что оба парня много лет увлекались сатанизмом. Их персональные страницы в соцсети были переполнены изображениями с перевернутыми крестами, пентаграммами и заповедями сатаны.
*На своей страничке в соцсети один из подсудимых выложил фото, где он изображен с перевернутым крестом. Внизу написаны заповеди сатаны
Более того, младший из задержанных, Николай, рассказал, что убить Владислава ему приказал… хозяин, то есть сатана, с которым они периодически якобы общались.
— Когда мне было 13 лет, я заметил, что Петя носит на шее два перевернутых вверх ногами крестика, и спросил, что это значит, — рассказал на допросе Николай. — Он ответил, что это символ его хозяина — сатаны, с которым часто общается, и предложил мне тоже признать сатану хозяином. Я согласился, и Петя дал мне один из крестиков с инструкцией: «Когда придешь домой, закройся в комнате, чтобы была тишина, приложи крестик ко лбу и услышишь голос». Я так и сделал, но ничего не услышал. Вечером лег спать, повесив крестик на шею, а когда утром проснулся, таки услышал голос. Он представился сатаной и спросил, может ли с моего разрешения стать моим хозяином. Я спросил, что мне это даст, и он ответил, что будет помогать. Тогда я согласился. На протяжении полугода я ежедневно общался с хозяином на разные темы. Как-то, когда мне было 14 лет, мы с Петром, находясь каждый в своем доме, одновременно услышали голос, который сказал, что мы должны кого-то убить, чтобы доказать свою преданность. Мы решили убить кошку. Процесс убийства Петя снял на видео и показал в школе. Ролик начали распространять, особенно старался Владик… Мы очень разозлились и спрашивали хозяина, что сделать, чтобы наказать его. Хозяин ответил: «Вы еще малы. Подрастете — скажу».
Возможность отомстить товарищу появилась только через пять лет. Николай к тому времени стал учеником высшего профессионального училища при Национальном университете имени Драгоманова в Киеве, а Петр в конце октября приехал к нему в гости. По словам Николая, во время прогулки по городу Петр сказал, что общался с хозяином, и тот приказал убить Владика. Чтобы выполнить приказ, приятели приехали на автобусе домой, а поскольку денег у них при себе не было, договорились с водителем рассчитаться после прибытия. По дороге они позвонили Владиславу и попросили принести на автостанцию 500 гривен, пообещав вскоре отдать долг или рассчитаться компьютером. Они выманили товарища на окраину города и набросились на него с ножом…
«По просьбе своих убийц сын принес из дому нож»
— Когда Владик исчез, у меня появилось плохое предчувствие, — рассказывает мама погибшего Светлана Реживна (на фото). — Я знала, с кем должен был встретиться сын, и разыскала этих парней. Увидела их глаза, ехидные ухмылки и поняла, что Владика больше нет. Я прямо спросила Петра: «Ты убил моего ребенка?» «Нет, — ответил он. — Ничего подобного, он куда-то пошел, а куда, не знаем…» Я ему не поверила. С Николаем сын учился в одном классе, они даже сидели за одной партой до 11-го класса, дружили. Николай приходил к нам домой, Владик угощал его бутербродами. Хотя после того видео с замученной кошкой
и сатанизмом (об увлечении парней в Рахове знали все) я просила сына: не дружи с ним, найди себе нормального друга, из порядочно
й семьи. Но он не слушал…
В тот день сын пришел ко мне на работу и попросил 500 гривен — Петр и Николай пообещали ему за эти деньги компьютер. Я убеждала, что это какая-то афера, но сын настаивал. Мы даже немного поссорились, но в конце концов я дала ему деньги.
Сын был наивный, очень доверчивый. За несколько часов до смерти угостил своих убийц булочками, а потом по их просьбе принес из дому нож, которым его и убили. Убийцы рассказали потом на допросе: когда они ударили Владика первый раз, он сумел вытащить из тела нож и стал умолять: «Отпустите меня, я уйду и ничего никому не расскажу». Не отпустили…
Иногда встречаю их родителей в городе (мать Николая — учительница зарубежной литературы в школе), они улыбаются мне в глаза. Никто даже прощения не попросил… В то, что Владика убили по приказу сатаны, я не верю. Это очень похоже на выдумки, чтобы показаться невменяемыми и избежать наказания.
За что его убили? Не знаю. Возможно, из зависти. У Владика была машина (ее купил отец), он делал ремонт в квартире, где планировал жить, встречался с хорошей девушкой, на которой хотел жениться. У убийц ничего этого и близко не было… После смерти сын снился мне каждую неделю — будто постоянно просится к своим убийцам, а я не отпускаю, пытаюсь удержать его. Очень тяжелые сны…
Детали жестокого убийства, в том числе и те, что касаются голоса хозяина, расследовали в Раховском райотделе милиции.
— На первом допросе о голосе сатаны, который приказал убить Владислава, рассказал Николай, — говорит старший следователь райотдела милиции Николай Жуковский. — Петр это отрицал. А на следующих допросах начал отрицать и Николай. Сказал, что все выдумал, но почему, не объяснил. Однако увлечение сатанизмом никто из подследственных не отрицал. Да в этом и не было смысла, достаточно посмотреть их страницы в соцсетях. В Рахове об их увлечении все знали, ведь парни не только не скрывали свою приверженность сатанизму, но при малейшей возможности подчеркивали это. Тем не менее какой-нибудь сатанинской организации они не создавали.
Один из подозреваемых едва не лишился чувств, когда у него брали кровь из вены
Когда страсти вокруг смерти Владислава немного улеглись, подследственные стали менять показания. Если на первых допросах они признавались, что спланировали убийство еще в Киеве и целенаправленно приехали для этого в Рахов, то дальше начали утверждать, что все получилось спонтанно (хотя преступники попросили Владислава принести нож). Такую тактику несложно понять, ведь за убийство, совершенное не по предварительному сговору, предусмотрено более мягкое наказание.
— Подсудимые прошли психолого-психиатрическую экспертизу, которая установила, что психическими расстройствами они не страдают и отдают отчет своим действиям, — продолжает Николай Жуковский. — На собеседованиях с психиатрами подозреваемые рассказали, что в детстве любили нервировать учителей, это доставляло им удовольствие. Унижали и оскорбляли слабых, особенно девочек. В юношеском возрасте они откусывали ящерицам головы и съедали их живьем, прокалывали иголками жуков, ради интереса мучили животных — закапывали лягушек, могли отрубить курице лапы и бросить собаке…
На воспроизводстве Николай хладнокровно показывал, как бил ножом своего товарища. Однако едва не лишился чувств, когда у него брали из вены кровь для экспертизы. И еще одна интересная деталь — во время обыска у Петра обнаружили список из 103 человек (бывшие одноклассники, знакомые, соседи), которых парни считали своими врагами. Первым в списке значился Владислав…
На первом судебном заседании адвокаты подсудимых пытались вернуть обвинительное заключение на доработку, попросив снять один из квалификационных признаков преступления — «совершенное с особой жестокостью» (хотя множественные ножевые ранения говорят сами за себя). Судебная коллегия отклонила эти ходатайства и назначила дело к рассмотрению по существу.
На суде подсудимые вели себя спокойно. Петр даже улыбался.
А через день, в ночь на воскресенье, Николай… повесился. Его тело под утро нашли в одиночной камере изолятора временного содержания Тячевского райотдела милиции с петлей из простыни на шее. Персонал изолятора говорит, что накануне заключенный вел себя вполне адекватно, ничто не указывало, что он может покончить с собой.
Сейчас детали самоубийства изучает прокуратура, открыто уголовное производство по факту служебной халатности работников изолятора.
Ярослав Галас, «ФАКТЫ» (Ужгород)