Тернопільський апеляційний суд залишив без зміни вирок 20-річному жителю Закарпаття - сім з половиною років позбавлення волі - за замах на вбивство підлітка. Засуджений подав касацію і намагається довести, що його можна звинувачувати лише в перевищенні заходів самооборони. Далі мовою оригіналу.
Эту трагическую историю дружбы, любви, героизма и ненависти «ФАКТЫ» рассказывали в прошлом году. Жуткое происшествие, когда средь бела дня студент-третьекурсник попытался на глазах у прохожих убить своего соперника, всколыхнуло весь Тернополь.
Начиналось все вполне мирно. 14-летняя Оля дружила с уроженцем Закарпатской области 19-летним Василием. Общалась с ним по телефону, пару раз выпила кофе. Позже стало ясно, что молодой человек надеется на романтические отношения со школьницей, однако та объяснила, что у нее уже есть парень, ее сверстник Стас Чебиряко. Василий пытался добиться своего, шантажировал Ольгу, присылал ей эсэмэски с угрозами опубликовать ее фото на порносайтах, грозился даже убить. Девочка стала бояться бывшего друга, не хотела с ним видеться, но один раз тот все же заставил ее прийти на встречу с ним. Оля попросила Станислава пойти с ней вместе для подстраховки. Ведь он, несмотря на свои четырнадцать лет, был очень крепким и физически развитым мальчиком, много лет занимался греблей и борьбой. Однако разговора у Оли с Василием не получилось. Молодой человек попытался схватить школьницу за руку и притянуть к себе. Оля вырвалась и подбежала к Стасу. Вася бросился вдогонку, но Станислав сделал подсечку и, перебросив парня через себя, кинул на землю. В следующую секунду в руке Василия сверкнул нож...
— Весь этот ужас видела одна из местных жительниц, которая в тот момент вышла на балкон, — рассказывает «ФАКТАМ» заместитель начальника отдела следственного управления тернопольской областной милиции Игорь Усик. — Женщина слышала, как Оля крикнула Станиславу: «Бежим!», как подростки попытались убежать от разъяренного Василия, который гнался следом. Стас остановился, пропустив Олю вперед, а сам обернулся лицом к противнику. Они начали бороться. В какой-то момент Вася одной рукой схватил Стаса за голову, а второй всадил ему в голову нож. Причем, по словам свидетельницы, не просто воткнул, а, применяя силу, пытался пробить черепную коробку и затолкать лезвие внутрь. Нож вошел в висок Станислава по самую рукоятку. Сделав свое дело, Василий сбежал. Но самое поразительное, что Стас не только не умер на месте, а даже не потерял сознание и каким-то невероятным образом остался стоять на ногах. Вместе с кричащей от ужаса Олей, он сумел дойти до ближайшей аптеки. Провизор едва не лишилась чувств, увидев школьника, у которого из головы торчала рукоятка ножа и по лицу текли струи крови. Стас попросил дать ему бинт и в изнеможении опустился на пол. Видимо, совсем обессилел от кровопотери и болевого шока.
— Оля из аптеки позвонила мне, — вспоминает страшный день мама Станислава Чебиряко Татьяна. — Она рыдала и просила меня приехать. Но объяснить толком, что произошло, не могла. Я вызвала такси и помчалась. По дороге узнала, что Стаса с Олей «скорая» уже везет в больницу. Бригаду вызвала аптекарша, и, на счастье, машина как раз ехала на вызов в соседний дом. Скажу честно, в тот день я словно предчувствовала беду. Когда Стасику позвонила его девушка и он убежал на свидание, у меня все начало валиться из рук. За что ни возьмусь — ничего не получается. Я хожу, из-за чего-то нервничаю, а что происходит, понять не могу. Когда позвонила Оля, подумала: может, сын поскользнулся на гололеде, не дай Бог, ногу или руку сломал. Но, конечно, у меня и в мыслях не было, что все может быть так страшно. Я примчалась в больницу и лишь там узнала о случившемся. Увидела Стасика. Не хочу говорить, что думала и чувствовала в тот момент. Это словами передать невозможно. Скажу лишь: мы одну за другой ставили в больничной часовенке иерусалимские свечи и молились, молились, молились... А когда узнали, что Стасик будет жить, опять молились — благодарили Бога за врачей, которые спасли жизнь нашему мальчику.
— Это было воскресенье, — вспоминает события годичной давности нейрохирург Тернопольской областной больницы Петр Гудак. — Я сидел дома с гостями. Как вдруг мне позвонили, сказали срочно мчаться на работу — привезли мальчика с ножом в голове. За многолетнюю практику я навидался всякого. Приходилось вытаскивать даже пули из голов. Но такого, как у Станислава Чебиряко, я не видел никогда. У него были травмы, несовместимые с жизнью: сильнейший удар загнал десятисантиметровый нож ему в висок. Лезвие пробило череп, прошло через всю лобную долю мозга. Кончик ножа застрял в пирамидке височной косточки, там, где проходит внутренняя сонная артерия. Парень должен был умереть прямо на месте. Второй раз он мог погибнуть, когда во время трепанации черепа я вытаскивал нож. Сделать это было чрезвычайно трудно, и я старался вытягивать лезвие очень аккуратно. В последний момент оно соскочило и распороло мне руку. В ту же секунду из сонной артерии пациента хлынул фонтан крови. К счастью, под рукой был необходимый материал, и я смог остановить кровотечение. Коллеги на месте зашили мне руку, и я продолжил операцию. Позже понадобилось делать еще одну трепанацию, чтобы откачать кровь из мозга. Это просто чудо, что парень остался жив и здоров.
— Мать Василия возила показывать историю болезни и выписку Стасика закарпатским хирургам, — рассказывает Татьяна. — И они ей сказали, что это все — подделка. Потому что с такими травмами человек не может жить. То есть нам приходилось еще оправдываться, что мы не выдумываем, представляете? Было очень тяжело. Мы разрывались между больницей, милицией, судом. Огромные деньги уходили на лекарства. У нас таких сумм отродясь не было и мы бы точно не смогли помочь сыну, если бы не добрые люди. Я хочу сказать огромное спасибо тем, кто, даже не зная меня и моего ребенка, разыскивал нас и отдавал нам последнюю копейку. Первой принесла в больницу деньги та женщина, которая с балкона видела, как пытаются убить Стасика. Она разыскала нас и сказала: если в такой страшной ситуации мой сын остался жить, мы обязаны сделать все, чтобы поставить его на ноги. Финансово помогали родственники, знакомые знакомых, пенсионерки и ученики сельских школ, которые читали о нас в газетах. Очень поддержали нас (и морально, и материально) родители Оли. Они переживали, что их дочь, хоть и косвенно, но все же причастна к случившемуся.
А вот мать Василия вела себя совсем по-другому. Она извинилась передо мной за поступок сына, но этим ее добрые дела ограничились. Она постоянно врала и выкручивалась. Например, в слезах примчалась в больницу, уверяя, что не знает, что случилось. А на суде выяснилось: Вася сразу после того, как воткнул в Стасика нож, позвонил маме, обо всем ей рассказал и услышал совет: «Беги,сынок!»
Слова Татьяны косвенно подтверждает и следователь Игорь Усик. Когда милиционеры пришли задерживать Василия (найти его оказалось непросто, потому что он снимал квартиру, а Оля не знала его адреса), то обошли всю многоэтажку в поисках подозреваемого. Уже собираясь уходить, они увидели человека, похожего по описанию на Василия, и попросили предъявить документы. Вася был спокоен, назвался чужим именем и сказал, что если милиционеры ему не верят, пусть позвонят его матери — она, мол, подтвердит его личность.
— Началось все с вранья и закончилось враньем, — вздыхает Татьяна. — Мы предъявили на суде часть чеков, потраченных на медикаменты для Стасика. Общая сумма превышала тридцать тысяч гривен. Потребовали, чтобы нашему сыну компенсировали хотя бы это, не говоря уже о деньгах, потраченных на само лечение, а также о моральном ущербе. Ведь в свои пятнадцать лет он получил инвалидность. Адвокат и мать Василия сначала предоставили в суд липовую справку, якобы они выплатили нам десять тысяч гривен. Потом в телефонном разговоре предложили дать восемь тысяч с условием: мы подпишем у нотариуса документ, что не имеем к ним материальных претензий. Мы отказались: эти люди лгут, да еще и пытаются сделать нашего сына виноватым. Мол, по милости Станислава Вася не может учиться в институте, попал в тюрьму. А он ведь, дескать, такой слабенький, тогда как наш Стасик — борец и «качок». Это невероятно: мой сын защищал девушку от вооруженного преступника, получил тяжелейшее ножевое ранение в голову и едва не погиб, а из него пытаются сделать виновника драки!
— Это моего сына оклеветали, несправедливо осудили, поставили на нем клеймо убийцы на всю оставшуюся жизнь, — рассказывает «ФАКТАМ» свою версию мама осужденного Наталья Андреевна. — Мой Вася всегда был спокойным, даже немного замкнутым. Когда в общежитии сокурсники пытались отправить его за водкой, а он отказался, его побили. Мы даже лечились у психиатра, так Вася тяжело это перенес. В том, что случилось, виновата... Оля. Они с Васей дружили, созванивались все время. И когда в тот день договорились о встрече, Ольга не сказала, что приведет с собой другого парня. Получается, девочка просто столкнула хлопцев лбами. Мой сын никогда ни с кем не дрался, вообще не был агрессивным и физически был не слишком развит. А Стас профессионально занимался борьбой, ему ничего не стоило бросить Василия на землю. Тот просто защищался! Вася испугался расправы, наверное, поэтому и ударил ножом. Нож он купил за несколько дней до этого случая просто в целях самообороны. А зачем с собой на свидание взял, не знаю. Но он точно не хотел никого убивать, ведь он Станислава даже не знал. Василий и плакал уже, и руки на себя пытался наложить. Разве он мог предположить, что так все обернется, что он попадет в тюрьму? Он просто не понимал, что делает!
— Мы случайно узнали, что у Василия это уже не первый случай вооруженного нападения на людей, — рассказала мама Стаса Татьяна. — В прошлом году, когда история о моем сыне впервые была опубликована в интернете, на сайте появился комментарий девочки-подростка: «Я как никто понимаю эту девушку и Стаса. Летом 2011 года со мной случилось то же самое, и тоже с участием Васи. Мне до сих пор страшно вспоминать об этом. Были и угрозы, и драка с ножом, но до суда дело не дошло, потому что Вася мой сосед, и нам не хотелось портить отношения с его родственниками, которые, в отличие от него, хорошие и адекватные люди».
Согласно результатам психиатрической экспертизы, обвиняемый во время совершения преступления не был в состоянии аффекта и отдавал себе отчет в происходящем. Тернопольский городской суд приговорил Василия к семи с половиной годам лишения свободы за покушение на убийство. До самого конца обвиняемый так и не признал свою вину. Апелляционный суд оставил приговор без изменений. Сейчас Василий находится в исправительной колонии, однако подал кассационную жалобу и требует пересмотреть дело, объясняя, что его действия можно расценивать только как превышение необходимой самообороны.
*Так Станислав Чебиряко выглядит сейчас. Парень верит, что вскоре сможет, как и раньше, заниматься греблей и борьбой (фото из семейного альбома)
Ученик девятого класса Стас Чебиряко теперь занимается на дому по индивидуальной программе. Больше всего он мечтает вернуться в школу, снова заниматься греблей и борьбой, делать многочасовые пробежки вокруг озера, жить полноценной жизнью. Его первая любовь Оля (ради которой Стасик рисковал жизнью и о которой спрашивал в реанимации, как только пришел в сознание) переехала с родителями за границу.
P.S. Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Центр общественных связей Управления МВД в Тернопольской области.