Сувій Тори —

43
0

символ неперервності еврейскої традиції

(Мовою оригіналу)

В Ужгороде состоялся праздник внесения в синагогу исторического cвитка Торы, восстановленного днепропетровским Национальным центром софрута и подаренным общине потомками раввина Аарона Фелбермана.

На церемонии внесения свитка Торы присутствовали многочисленные гости, в том числе главный раввин Центральной и Западной Украины Шломо Вильгельм, главный раввин Ивано-Франковского региона Мойше-Лейб Колесник и приехавшие из США и Израиля представители семей дарителей.

С самого раннего утра в синагогу на улице Мукачевской, которая все годы своего существования, начиная с 30-х годов XX века, была центром еврейской жизни Ужгорода, начали приходить люди. Все они пришли сюда не только для того, чтобы участвовать в церемонии внесения в синагогу нового свитка Торы, но и затем, чтобы отдать дань памяти великому раввину Аарону Фелберману, который был главой гаевского раввинатского суда и лично руководил постройкой этой синагоги.

После утренней молитвы состоялась церемония открытия памятной доски на стене синагоги в честь раввина Аарона Фелбермана. На церемонии присутствовали не только многочисленные евреи Ужгорода и региона, но и представители государственных властей области, культурной элиты Закарпатья.

Главный раввин Ужгорода и Закарпатья Менахем-Мендел Тайхман, обращаясь к собравшимся, подчеркнул огромную роль, которую раввин Фелберман сыграл в развитии еврейской жизни региона и поблагодарил его потомков, в том числе и внука великого раввина — также раввина Аарона Фильбермана, который и открыл памятную доску, за великий дар — восстановленный свиток Торы.

Действительно, раввин Аарон был не только известным еврейским лидером межвоенного периода, он стал символом духовного сопротивления евреев во времена Холокоста. Когда евреев Закарпатья увозили в Аушвиц, гитлеровцы заставляли их брать с собой самое ценное. Рабби Аарон пришел на пункт отправки со свитком Торы в руках, свитком, полученным от цадика из Надворной.

Как гласят рассказы очевидцев, среди которых был и нынешний председатель ужгородской общины Моше Мошкович, этот свиток чудом удалось спрятать при обыске. Уже в Аушвице фашисты нашли у рабби Аарона этот свиток Торы, и потребовали бросить его на землю. Но он не согласился, и был убит прямо на месте, обняв святой Свиток.

Видевший все это и чудом оставшийся в живых Моше Мошкович всю свою жизнь посвятил возрождению еврейской жизни в родном городе. И вот теперь, спустя более чем шесть десятков лет, благодаря усилиям и евреев-активистов, и главного раввина Ужгорода Менахема-Мендела Тайхмана, еврейская община вновь сможет молиться по свитку Торы из числа тех, по которым молился рабби Аарон в ужгородской синагоге, и которые считал самым ценным из того, что есть у евреев…

Рувен Марголин, глава Национального центра софрута, в интервью корреспонденту Агентства еврейских новостей рассказал о том, что восстанавливать ужгородский свиток было очень непросто:

«Нам пришлось наводить буквально каждую букву в свитке, что требует, как вы понимаете, гораздо больших усилий, чем написание нового текста. Но мы понимали, насколько важен общине города именно этот свиток. На восстановление свитка потребовалось восемь месяцев, над ним непрерывно работали четыре сойфера. И я думаю, что еврейская община Украины может гордиться тем, что в нашей стране есть сойферы такой квалификации, что им по силам работа такой сложности. Ведь свитки Торы подобные тому, что подарен сегодня ужгородской синагоге, имеют особое историческое значение для всех евреев нашей страны».

После церемонии завершения написания свитка Торы, которое прошло в здании еврейского детского сада, праздничная процессия со свитком Торы под хупой, возглавляемая воспитанниками детского сада, прошла средневековыми городскими улицами Ужгорода до синагоги, где, согласно еврейской традиции, состоялись Акафот — танцы с Торой.

И можно с уверенностью сказать — такого праздника еще не было в возрожденной еврейской общине Закарпатья. Ведь сегодняшний праздник — это символ непрерывности еврейской традиции, это гарантия того, что еврейская жизнь, которая не прекращалась здесь даже во времена Второй мировой и коммунистического режима, снова развивается, снова становится неотъемлемой частью традиционно толерантной жизни Закарпатья.

Коментарі

Ще немає коментарів, будьте першим!

Читайте також