Мить довжиною у 45

20
2

11 грудня 2011 (в 17:00) в Закарпатському державному російською драматичному театрі відбудеться ювілейний вечір, присвячений 45-річчю з дня народження і 20-річчю творчої діяльності головного режисера театру Євгена Тищука.

Євген Віталійович народився і виріс в місті Краматорську, Донецької області. Рівно 20 років тому він, разом з дружиною Веронікою, приїхав в Мукачево після закінчення інституту. Молода пара була прийнята на роботу в драматичний театр. Довгий час працював актором, зіграв близько 40 ролей різного плану, потім режисером-постановником. З 2000 року головний режисер театру. Поставив 35 вистав. Далі мовою оригіналу:

«Мой юбилейный вечер - это не подведение итогов», - говорит Евгений Витальевич. «Мне бы хотелось рассказать не только о себе, о важных событиях в моей жизни, но и о тех людях, с которыми меня свела судьба».

За несколько дней до юбилейного вечера, мне удалось пообщаться с Евгением Витальевичем и узнать много интересного о его творческой жизни.

- Евгений Витальевич, где Вы лучше смогли себя реализовать: в актёрской или режиссёрской профессии?

- Я окончил три высших учебных заведения: Киевский государственный институт культуры им. Корнейчука, Киевский государственный университет кино, театра и телевидения им. Карпенка-Карого, Школу-студию (институт) МХАТ в Москве. И везде учился режиссуре. Актёр – это немножко другая профессия. Актёры на протяжении всего учебного процесса тренируют свой психофизический аппарат. Их тело, речь, эмоции – их инструменты. Актёра с хорошей школой сразу видно. Меня же учили методу действенного анализа пьесы, мастерству композиции и умению сочинять партитуру действия. Мне проще и интересней раствориться в актёре, нежели сыграть самому. А актёром я был и остаюсь сейчас, просто мне нужен режиссёр. Я не могу самому себе режиссировать. Режиссёр – это зеркало актёра. Поэтому,   реализаций в режиссёрской профессии у меня больше чем в актёрской. Мне интереснее ставить, нежели играть.

- Почему Вы выбрали именно режиссуру?

- С детства я мечтал быть кинорежиссёром. Но судьба сделала небольшую корректировку, и я стал театральным режиссёром. Я считаю, что нашёл своё место в жизни. Я люблю свою профессию и отдаюсь ей полностью, всецело и очень переживаю, когда коллеги не поступают также.

- Чем Вам запомнилось Ваше детство?

- Когда мне было 4 года, отец купил кинокамеру. Вот исходное событие, которое повлияло на выбор профессии. Семейное кино. Я играл в фильмах отца, и это отложилось в подсознании. Кстати, одним из интересных моментов на моём юбилейном вечере будет демонстрация семейной кинохроники. Все, кто придёт в театр 11 декабря, смогут увидеть меня маленьким.

- А Ваши студенческие годы?

- Студенческие годы – самое счастливое время. Если выстроить всё моё режиссёрское образование во временную линию, то получается, что я учился в институтах 12 лет. И у меня было три периода студенчества. В первом периоде я встретил свою жену Веронику. Во втором - любимого педагога Константина Михайловича Дубинина, который подарил мне новые знания и сформировал во мне  уверенность.  Сейчас я свободен в профессии. Я знаю, что работаю правильно. А ещё я учился с фантастическими ребятами, моими однокурсниками. Они стали моей семьёй. Я их всех люблю. И третий период студенческой жизни – магистратура Школы-студии МХАТ, Валерий Фокин и его лекции по мастерству композиции, Алексей Левинский и биомеханика Всеволода Мейерхольда. Сумасшедшее время, бешеный ритм жизни и новый друг Максим Погребняк, который приехал со мной работать режиссёром к нам в Мукачево. И конечно, самое незабываемое студенческое время – стажировка в Париже (Комеди Франсез).

- Кто Ваш первый театральный учитель?

- Иван Семёнович Войтюк. После школы я поступил к нему в студию при народном театре «Данко». Обучался 2 года, играл в театре. Иван Семёнович подготовил меня и в институт. Сейчас он живёт и работает кинорежиссёром в Киеве. Его фильмы показывают ведущие телеканалы Украины, России. Потом моими учителями были Виталий Иванович Борсученко и Юрий Георгиевич Попелов.

- Чем является для Вас творчество?

- Творчество – это воздух, без которого я не смогу жить. Это то, без чего я не вижу своего пребывания на этой земле. Когда люди рождаются, они посылаются на землю с какой-то целью. Моя цель – театр.

-  Вы считаете, что источник творчества не человеческий, а божественный?

- Естественно. Всё что мы делаем – посылается свыше. Иногда связь прерывается, тогда ты сразу становишься пустым. В такие моменты очень важно устоять, не поддаться отчаянию. Потому что обязательно будет новый прилив идей и энергии на их осуществление.

- Ваша любимая роль, постановка.

- Роль Генри в спектакле «Герцог Гонзаго» Н. Иорданова.А моя любимая режиссёрская работа – «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.

- Бывает ли отчуждение зрителем Ваших спектаклей?

- Нет. Потому что мы всё делаем искренне.

- Роль свободы в Вашем творчестве.

- Свобода в творчестве состоит из двух элементов: первый – это багаж полученных тобой знаний. Чем больше знаешь, тем больше ты свободен в творчестве. Второй элемент – это количество денег, выделяемых на творчество. Вот здесь я ощущаю несвободу. Финансирование театров недостаточное. Мы не можем реализовывать свои идеи в полном объёме.

- Театр поглощает Вас полностью? Чем вы ещё занимаетесь?

- Пишу пьесы для детей и взрослых. Их у меня шесть. Мои пьесы поставлены почти во всех театрах Украины. Пять театров поставили мои пьесы в России, один в Беларуси. Ещё я преподаю актёрское мастерство, сценическое движение и биомеханику в Ужгородском колледже культуры и искусств, ДШИ № 2 в Мукачево.

- Как Вы всё успеваете?

- Не пью, не курю, здоровье позволяет. Энергии много. Нужно делиться.

- Ваша жена актриса и режиссёр. Семейная конкуренция?

- Её нет. И я, и моя жена, и моя дочь. Мы делаем общее дело.

- Ваша дочь Вероника пойдёт по Вашим стопам?

- Родиться, и вырасти в театральной семье, с самого раннего детства сидеть за кулисами на репетициях, дышать театральным воздухом и не заразиться театром очень трудно. Тем более если тебе богом даны способности и профессиональные данные. Вероника младшая уже окончила актёрское отделение ДШИ № 2. В недалёком будущем попробует поступить и продолжить обучение в одном из творческих учебных заведений.

- При каких обстоятельствах возникает творческий процесс?

- При наличии оригинальной идеи и возможности её осуществить.

- Существуют фобии в вашей работе?

- Нет. Я всегда знаю, что я смогу сделать, а чего не смогу. Если за что-то берусь, то всегда довожу до качественного результата.

- Можете ли Вы заставить себя делать то, что Вам не нравится?

- Могу. И такое случается часто. Я работаю в государственном театре. И пьесы развлекательного характера не всегда интересны и полезны для творческого развития. Но они пользуются коммерческим успехом. И нам приходиться их ставить. В таких пьесах я всегда пытаюсь найти изюминку и от неё отталкиваюсь. Дальше с помощью инструментов режиссёрской профессии раскручиваю предлагаемые обстоятельства, событийный ряд, выстраиваю конфликт, сочиняю партитуру спектакля, помогаю актёрам выстроить жизнь человеческого тела роли, при помощи которой и рождается самое ценное в спектакле – жизнь человеческого духа. А придать этой жизни интересную форму – это тоже задача не из лёгких в заранее неинтересном тебе материале.

- Счастье для Вас это…

- Душевное равновесие. Если на душе спокойно, значит у тебя всё хорошо. Но, к сожалению, счастье скоротечно. Так устроена жизнь.

- Успех для Вас это…

- Успех – это каторжный труд, результатом которого есть признание твоего произведения. Он, как и счастье тоже скоротечен. Нужно каждый день, снова и снова доказывать, что ты чего-то стоишь в своей профессии.

- Вдохновение для Вас это…

- Послание сверху новых идей. Полярность энергетики, доброжелательность окружающих тебя людей.

- Над чем сейчас работаете?

- В моём режиссёрском портфеле готовы к постановке «Три сестры» Чехова, «Смерть Тарелкина» Сухова-Кобылина, «Майская ночь, или утопленница» Гоголя…

- Ваше хобби?

- Спорт. Вы заметили, что у меня в кабинете лежит штанга и гантели. Стараюсь поддерживать физическую форму. Когда появляется свободное время, хожу на тренировки в спортивный зал к Николаю Красилинцу, опытному, грамотному тренеру, который, кстати, воспитал чемпиона мира.

- Ваш любимый цвет?

-  Цвет неба, цвет моря, цвет глаз моей жены и дочери.  Этот цвет заряжает меня энергией. И ещё – серый. Это цвет моих глаз.

- Любимый вкус?

- Вкус свежего молока. Он у меня в подсознании с детства. Когда родился мой младший брат Анатолий, мне было 10 лет. Достать молоко в те времена было нелёгкой задачей. Это сейчас иди в магазин и покупай, сколько хочешь. А тогда мама будила меня очень рано, и я шёл и занимал очередь. Огромная очередь за молоком на разлив. Стоял часами, ждал своей очереди,  смотрел, как черпаком его разливают в бидончики покупателей. И так изо дня в день. Когда же приносил домой и вместе с братом пил эту выстраданную добычу, то мне казалось, что молоко – это самое вкусное, что есть на свете. Я и сейчас люблю молоко.

- О чём Вы мечтаете?

- О прогрессе. О прогрессе в умах людей.  О прогрессе в театральном деле. А он напрямую зависит от экономического  прогресса в нашей стране. Хочется, чтобы у правительства получилось осуществить задуманное. И тогда, наконец, закончится этот затянувшийся переходный период всё туже и туже затягивающий наши пояса. 

Коментарі

БС
Бендера Степан

Я дуже пишаюсь тим, що, хоч не надовго, але мав такого викладача! Щиро вітаю!

Л
Лялько

А как туда попасть?

Читайте також