
Та мало хто знає, що в Ужгороді Ірина Пап познайомилась зі своїм чоловіком і працювала у редакції газети "Радянське Закарпаття"
(Мовою оригіналу)
Не так давно исполнилось 90 лет со дня рождения одной из самых знаменитых женщин-фотографов мира Ирины Пап, которая с 50-х годов работала киевским фотографом газеты "Известия". Сейчас ее уникальные снимки в самый раз использовать при составлении учебников по истории — тут запечатлены Хрущев, Брежнев, Фидель Кастро, Иосиф Броз Тито и другие выдающиеся фигуры. Особенно активно Пап работала в 50—60 годах, ей принадлежит первое фото реконструированного Крещатика, выполненное с высоты птичьего полета (к сожалению, в семейном архиве Пап оно не сохранилось). В советское время женщина-фотограф в небе — это было немыслимо! Но ей это удалось.
В 1961 году она смогла залезть в кабину атомного реактора. Когда сотрудники Института физики спохватились, то буквально вытолкали оттуда Ирину, радостно сообщавшую: «Я такой интересный ракурс нашла!» Тогда же была сделана известная фотография людей в белых халатах, названная «Дозиметристы». В том же году она запечатлела радостные лица счастливых строителей Чернобыльской АЭС. В 1964 году немецкий справочник по истории фотографии отметил ее как одну из 20 лучших женщин-фоторепортеров мира.
СЕМЬЯ ФОТОГРАФОВ. Ирина Пап (1917—1985) родилась в Киеве. Отец до переезда в столицу Украины работал полиграфистом в Вильнюсе. По окончании Киевского института киноинженеров Ирина была направлена на московскую студию кинохроники, во время войны ее эвакуировали в Куйбышев (Самару). Как только Киев был освобожден в 1944 году, Пап вернулась на родину. Во время одной из поездок в Ужгороде она познакомилась с будущим супругом Борисом Градовым, также известным фотографом, — они работали в редакциях газет, расположенных в одном дворе. Она — в "Советском Закарпатье", он — в "Молодежи Закарпатья". С 1956 года, переехав в Киев с мужем, Ирина Пап возглавила украинский корпункт «Известий». А в 1971 году, возглавляя Институт журналистского мастерства при Союзе журналистов Украины, она открыла первую в своем роде профессиональную фотошколу.
ВЫСТАВКА ИЗ МУСОРА. На днях в Киеве прошла выставка работ известной фотохудожницы. Дошедшие до наших дней снимки – это часть семейного архива Ирины Пап, а также снимки, сделанные в 1957—1967 годах и впоследствии выброшенные... в мусорник. «В 1991 году я работал собкором «Известий», и когда переехал в Киев, меня проводили в лабораторию, где когда-то работала Ирина Пап, — рассказал "Сегодня" фотограф Валерий Милосердов. — Помещение пустовало, здесь после ремонта осталась старая мебель, ванночки для проявки пленки и много всякого строительного мусора. В этой куче я и нашел коробку с аккуратно сложенными, подписанными негативами Ирины Пап. Теперь эти снимки можно показать людям». В них — история советской Украины.
"ДО СМЕРТИ БОЮСЬ НАЖИМАТЬ НА КНОПКУ!"
— Алла Алексеевна, какие детские воспоминания у вас связаны с работой мамы?
— С детства помню лампу, увеличитель, ванночки с проявителем, фиксажем и маму, до ночи работающую со снимками. Она приучила меня: "Пойдешь в школу, когда стрелочки часов будут стоять вот так". Несмотря на занятость, мама все держала под контролем, в том числе ребенка и мужа.
— Что значит «муж под контролем»?
— Дома всем заправляла мама. График позволял ей по утрам все проконтролировать, всех «построить». Градов в бытовом смысле был очень несамостоятелен. Зато прекрасный фотограф. Помню, летом 1965 года мы отдыхали в Крыму, там как раз проходила регата, которую посетил Юрий Гагарин — уже мировая звезда. Градов очень долго готовился, волновался, и в результате сделал свой знаменитый фотопортрет. Снимок вышел очень удачный, я даже видела его в нескольких художественных фильмах.
— Какая из работ Ирины Пап дольше всего обсуждалась дома?
— В ноябре 1960-го запускали киевское метро. Мама на целый день ушла под землю, каталась на дрезине, фотографировала, но все было «не то». В последний момент запечатлела грязных рабочих, которые поднимались наверх, а по встречному эскалатору спускались работники метрополитена в новеньких униформах. Этот кадр и пошел в «Известия».
— Как вы оцениваете ее фотошколу?
— Она сдвинула с мертвой точки гранит фотонауки. Тогда фотографов учили только в ПТУ бытового обслуживания. Они максимум могли сделать снимок 3х4 на паспорт. А пресса уже требовала большего. Мама организовала Институт журналистского мастерства при Союзе журналистов Украины, приглашала на лекции известных фотографов, сама искала учеников. Многие из них сейчас успешно работают, достигли вершин.
— Сами хотели стать фотографом, по стопам матери пойти, так сказать?..
— Нет, до смерти боюсь нажимать на кнопку!
ДЕЛО ИРИНЫ ПАП ЖИВЕТ В ЕЕ УЧЕНИКАХ. "Снимки Ирины Пап уникальны. Они имеют эстетическую и, прежде всего, историческую ценность, — рассказал "Сегодня" известный киевский фотограф Виктор Марущенко, один из учеников Ирины Пап, закончивший институт журналистского мастерства с отличием. — В то время работа фотографа представляла собой очень трудоемкий процесс, цифровой техники не было, все проявляли вручную. Ирина Пап очень много трудилась, неудивительно, что она всегда была в отличной физической форме. В те времена "джентльменский набор" фотографа из камеры и пары объективов весил около 5 килограммов, собственно говоря, и сейчас не меньше, но она была довольно хрупкой женщиной. Техника у Ирины Пап преимущественно была советского производства — "ФЭД", "Киев", "Зенит", только в последние годы я видел у нее японские фотоаппараты".
В 1853-м был открыт знаменитый Николаевский Цепной мост, одна из самых знаменитых арочных конструкций тогдашней Европы, ставший прообразом знаменитого Бруклинского моста через Ист-ривер в Нью-Йорке. Увы, в боях Великой Отечественной этот мост был разрушен, а в 1965 году вдоль его трассы проложен мост Метро. В полночь часть Цепного моста разводилась и сквозь нее, как на Неве, проходили многочисленные мачтовые суда. Снимок этой переправы, ставший первым в истории Киева, принадлежит фотографу-итальянцу из Петербурга Джованни Бианки.
Но до этого — еще в начале 1840-х годов — первые мастерские начали появляться в Одессе. Самым известным фотографом тогда был Филипп Гаас, у него можно было заказать свой фотопортрет за 25 рублей. Так что первые снимкив истории Украины сделаны в городе у моря.
В Киеве же активно развиваться фотография начала в 1858 году: на Подоле открылась мастерская Гербста. В конце 60-х в Киеве работало около 20 фотомастерских. Преимущественно они изготавливали фотокарточки с пейзажами для горожан и приезжих.
Один из памятников той эпохи – подарочный альбом с видами города и надписью «Од щирого товариства» работы Иосифа Кордыша был подарен известному историку Михаилу Драгоманову.
В 70-80 годах киевских фотографов признавали и ценили во всей Империи и за ее пределами. Киевский мастер Франц Мезер за 30 лет работы напечатал почти полтора миллиона фотографий и получил множество медалей на международных выставках. Три альбома лучших снимков Мезера размером 24х32 поразили киевлян – это были первые снимки таких больших масштабов. С начала ХХ века и до революции ведущим на киевском рынке фотографии было общество «Дагер» (1901-1917), которое получило почетный подарок от старейшего в мире Парижского фотоклуба – бюст отца фото Луи Дагера.
Профессиональный фотограф проснулся в Ильфе, когда ему было уже за 30. Евгений Петров сетовал: "Было у меня на книжке 800 рублей и был чудный соавтор. Я одолжил ему мои 800 рублей на покупку фотоаппарата. И что же? Нет у меня больше ни денег, ни соавтора... Он только и делает, что снимает, проявляет и печатает". Его снимки печатались в журналах «Огонек» и «30 дней». Некоторые из снимков, сделанных Ильфом в 1935 году в Америке, иллюстрируют последний роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Одноэтажная Америка». На личных снимках Ильфа — Москва 30-х, красавица-жена, близкие друзья — Михаил Булгаков и Владимир Маяковский. Собрать эти снимки для истории удалось только при содействии дочери Ильфа Александры Ильиничны.
Но поистине прославили Халдея военные снимки. Первый был сделан 22 июня 1941 года — народ на улице слушает радио, очень хорошо ощущается атмосфера: на лицах нет ни страха, ни растерянности – только собранность, готовность к любым испытаниям. Эта известнейшая фотография воспроизводилась потом десятки раз. Всю войну Халдей прошел с фотоаппаратом "Leika". Им Халдей и запечатлел исторический момент, когда разведчики Мелитон Кантария и Михаил Егоров водрузили Красное знамя над Рейхстагом. В 1995 году во Франции Евгению Халдею была присуждена самая почетная награда в мире искусства — титул "Рыцарь ордена искусств и литературы". Кстати, он по просьбе Ирины Пап читал лекции студентам ее фотошколы.
Первый ответственный снимок — визит Максима Горького в Сталинград в 1932 году. С началом войны Градов был мобилизован на фронт, где до последнего дня военных действий занимался аэрофотосъемкой для штаба. В Киеве он более 30 лет проработал в журнале "Украина".
В 1965 году, отдыхая с семьей в Крыму, во время парусной регаты сделал известнейший фотопортрет первого космонавта СССР — на нем улыбающийся Гагарин смотрит через плечо. Потом этот снимок красовался на обложках журналов, плакатов и календарей, а космонавты даже брали его с собой в полеты. По утверждению супруги Юрия Гагарина Валентины, это была лучшая в истории фотография ее мужа.