Из-за аномально теплой погоды горнолыжный сезон в Карпатах на грани срыва. «Нет снега — нет денег» Снег в горах — едва ли не единственный источник благосостояния для традиционно безработных горцев. Торгуя снежными развлечениями зимой, можно разжиться деньгами на весь год и в конце концов забыть о заграничных заработках. Сейчас продавать нечего: снега в горах маловато, поэтому из всех горнолыжных подъемников нынче работают только четыре — на горе Драгобрат (Раховщина)
(Мовою оригіналу)
Из-за аномально теплой погоды горнолыжный сезон в Карпатах на грани срыва. «Нет снега — нет денег»
Снег в горах — едва ли не единственный источник благосостояния для традиционно безработных горцев.
Торгуя снежными развлечениями зимой, можно разжиться деньгами на весь год и в конце концов забыть о заграничных заработках. Сейчас продавать нечего: снега в горах маловато, поэтому из всех горнолыжных подъемников нынче работают только четыре — на горе Драгобрат (Раховщина).
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
Снежная лихорадка в Закарпатье началась не так давно. Ее инициировали представители среднего класса: недостаточно богатые, чтобы отдыхать за границей, но довольно амбициозные, чтобы проводить зимний отпуск в квартире или на даче. Альтернативой и стали родные Карпаты. На сервис, точнее, его отсутствие, никто поначалу не обращал внимания. Ночевали в тесных домиках крестьян, катались на необустроенных склонах гор, сами готовили еду. Но очень скоро эту скромную романтику вытеснил жесткий и сверхприбыльный бизнес. Сейчас едва ли не в каждом горном селе есть несколько современных мини-гостиниц, с десяток частных усадеб, рестораны и бары, сауны и развлекательные заведения. Только за две недели новогодних праздников (это высочайший, а поэтому самый дорогой по классу сезон) свои деньги у них оставляют тысячи туристов. То есть каждый сельский предприниматель, по приблизительным подсчетам, зарабатывает в сезон по меньшей мере 100 тыс. преимущественно теневых гривен. За них можно не только безбедно прожить весь год, но расширить и усовершенствовать свой бизнес. Кроме сельских усадеб, нынче в нем задействованы еще более трех десятков санаториев и около сотни туристических баз. И если на новогодне-рождественский сезон туристов приехало почти вдвое больше, чем в прошлом году (места раскупили еще летом), то сейчас все чаще от запланированного отдыха отказываются и отменяют заказы. Впрочем, о провале горнолыжного сезона говорить еще рано, уверяет начальник Управления туризма Закарпатской ОГА Александр Марченко. В ближайшее время синоптики прогнозируют снег, и тогда места на турбазах снова станут дефицитом. А областной бюджет от прихотей погоды пока не страдает. Почти все туристические объекты и горнолыжные подъемники находятся в частных руках, и предприниматели независимо от количества туристов стабильно выплачивают определенные налоги. Свои прибыли они не афишируют. Но известно, что больше всего денег приносят не столько услуги проживания и питание, сколько развлечения (продажа лыжного снаряжения, питание возле лыжных подъемников, работа инструкторов, прокат снегоходов и т.д.).
Вообще, представители малого и среднего бизнеса говорят, что их прибыли в этом году на рождественские каникулы снизились в два раза по сравнению с прошлым годом.
80 МИЛЛИОНОВ ЕВРО ЗА СНЕГ
Но самые большие убытки постигли владельцев горнолыжных подъемников, которых в Закарпатье свыше 60. Больше всего их в Межгорском и Раховском районах. Обычно это устаревшие крючковые, а не кресельные механизмы. Их местным предпринимателям по умеренным ценам сбывают иностранцы. В Австрии дешевле продать такие железные раритеты, чем их утилизировать. Но мода на все дешевое, а поэтому и не очень безопасное и надежное, постепенно проходит и у нас. Недавно в области утвердили проект по сооружению нескольких сверхсовременных горнолыжных комплексов, спусковые трассы для которых спроектировали австрийские специалисты. Киевским бизнесменам эта инвестиция в зимние развлечения обойдется в 80 млн евро. Эксперты считают, что за два продолжительных снежных сезона деньги вернутся. Даже сейчас дневной абонемент на пользование устаревшими кресельными подъемниками стоит от 100 до 150 грн.
Весенняя погода среди зимы поломала даже планы таможенников и пограничников. В прошлом году из-за наплыва туристов из Европы, прельстившихся безвизовым режимом и рванувших в украинские Карпаты, на украинско-словацкой границе были вынуждены построить дополнительный контрольно-пропускной пункт. В ожидании туристического бума в этом году пограничники закупили еще несколько таких мобильных КПП. Но очередей нет, и они простаивают.
Точный ущерб, причиненный теплой погодой снежному бизнесу Карпат, едва ли удастся подсчитать. В этой сфере слишком много теневых денег. Но уже сейчас известно: если зима и дальше будет без снега, значительный процент предпринимателей, торгующих им, обанкротится. Поэтому летом, как и много лет назад, их вновь ожидает безрадостная перспектива горьких заработков на чужбине.
comments.com.uа