Багатостраждальну справу про фальсифікацію виборів мукачівського міського голови нарешті передано до суду. Про це нещодавно повідомила Генеральна прокуратура.
(Мовою оригіналу)
Выборы мукачевского городского головы 2004 года стали ярким примером того, как политическая борьба может превратиться в уголовный беспредел, против которого бессильны и милиция, и прокуратура, и суд с СБУ. Правоохранительные органы не смогли тогда остановить бесчинства «братков», выполнявших политический заказ. Да и за три года, что прошли с той поры, нашим стражам закона так и не удалось привлечь к ответственности мукачевских «погромщиков». Казалось бы, эта история так и останется доказательством полной безнаказанности преступников, работающих под политической «крышей», и их покровителей. Но вот на днях забрезжил луч надежды: ГПУ закончило расследование уголовного дела и передало его в суд.
Фемида снисходительна к Чалому
Когда пройдет первое судебное заседание по этому резонансному уголовному делу – в Генпрокуратуре пока не знает никто. Этот вопрос определит та судебная инстанция, в которую поступят собранные следствием материалы. Скорее всего, это будет Апелляционный суд Закарпатской области. Кстати, главный обвиняемый в организации мукачевских событий – экс-президент футбольного клуба «Закарпатье» Владимир Паульо уже успел побывать в этом храме Фемиды в качестве подсудимого. В 2005 его судили здесь все за те же избирательные «подвиги». Но после того, как Паульо дал показания, что он действовал по указанию экс-губернатора Закарпатья Ивана Ризака, его уголовное дело отправили на доследование.
Владимир Паульо, значащийся в картотеке Закарпатского УБОП как уголовный «авторитет» по кличке Чалый, является сегодня ключевым свидетелем по большинству уголовных дел, которые были возбуждены против наиболее крупных функционеров СДПУ(о) на Закарпатье. Именно благодаря его решению сотрудничать со следствием у лидера закарпатских эсдеков и бывшего руководителя региона Ивана Ризака появилась реальная перспектива надолго попасть за решетку.
Чалый, естественно, откровенничает со следователями не просто так. По всей видимости, он заключил с правоохранительными органами негласное соглашение: за обличение босса – Ивана Ризака, и других подельников – максимально мягкие приговоры за собственные прегрешения перед законом. Косвенным доказательством существования такой договоренности можно считать приговор Свалявского райсуда, где Паульо судили за организацию избиения и ограбления около ста студентов из Тернопольщины, которые осенью 2004 года приехали в Сваляву, чтобы агитировать за тогда еще кандидата в Президенты Виктора Ющенко. За погром, всколыхнувший всю Украину, Паульо получил всего лишь три года условно и был освобожден из-под стражи. Такое решение свалявской Фемиды вызвало негодование у жителей Закарпатья, но ни прокуратура, ни вышестоящие судебные органы не инициировали его пересмотра.
Таким образом, главной интригой предстоящего судебного процесса над закарпатским «авторитетом» станет вопрос: получит он реальный срок в том случае, если его вина будет доказана, или опять отделается условным наказанием либо отсрочкой исполнения приговора. В принципе, даже самому либеральному судье будет непросто «отмазать» Паульо от отправки в места не столь отдаленные. Уж очень солидный список преступлений инкриминируют ему следователи прокуратуры. Чалый обвиняется по 19 статьям Уголовного кодекса, среди которых такие как бандитизм, теракт, массовые беспорядки, покушение на убийство.
Судьбу любого другого «джентльмена удачи», попавшего на скамью подсудимых с таким набором обвинений, можно было бы считать предрешенной. Но Паульо – не просто бандит, а козырь в другой игре, замешаны в которой куда более «серьезные» люди. Поэтому, если показания подсудимого «авторитета» помогут упечь за решетку его бывших покровителей, суд, по всей видимости, может посчитать его показания признаком искреннего раскаяния и стремлением активно сотрудничать со следствием. В этом случае Чалый вновь сможет избежать незавидной участи – провести изрядный кусок своей жизни в тюремном бараке.
Из грязи - в князи
После приговора Свалявского райсуда и освобождения из-под стражи, Паульо старается не привлекать к себе внимания. По всей видимости, он отошел от дел и тихо-мирно живет себе в родном селе Большие Лучки, что в семи километрах от Мукачево, вместе с женой и тремя детьми. По рассказам односельчан, Паульо ведет замкнутый образ жизни. Практически ни с кем, кроме ближайших родственников, не общается. Вообще, производит впечатление «раздавленного» жизнью человека. Тем более, что три года назад он трагически потерял отца, которого на дороге сбила машина.
Но совсем другим был Паульо лет пять тому назад, когда он считался правой рукой губернатора Закарпатья Ивана Ризака. Поговаривают, что дерзость этого «авторитета» не знала границ. По рассказам осведомленных лиц, даже высокопоставленным офицерам областной милиции приходилось безропотно сносить его оскорбления и бегать в магазин за водкой для авторитета.
А ведь начало карьеры Паульо было вовсе не блестящим. По данным милиции, в поле зрения правоохранительных органов Чалый попал еще во времена перестройки. Этому сельскому мужику тогда исполнилось 37 лет, он входил в состав Подгоренской преступной группировки и считался в бригаде мелкой сошкой. Ему поручали несложные дела, вроде выбивания дани с рыночных торговцев.
Положение Паульо в уголовном мире Закарпатья изменилось после убийства преступного авторитета Михаила Токаря. В ситуации некоторой неразберихи, возникшей после этого, Паульо сумел сколотить собственную бригаду, в основном из «отмороженных» подростков. В крупных делах бригада Чалого никогда замечена не была. Основу ее промысла составлял грабеж гастарбайтеров, возвращавшихся домой с заработков в европейских странах, да рыночный рэкет. Тем не менее, сам лидер группировки и его подручные отличались повышенной жестокостью и вскоре заработали в уголовных кругах славу «отморозков». В 2002 году немолодой уже бригадир решил податься в политику и в марте того года был избран депутатом Мукачевского райсовета. Позже Паульо вступил в ряды СДПУ(о) и был замечен влиятельным функционером этой партии Иваном Ризаком, который назначил авторитета незначительной Закарпатской бригады своим советником на общественных началах.
С этого момента дела Чалого и его группировки резко пошли вверх. Благодаря высокому покровительству, Паульо быстро взял под контроль контрабандистов, работавших в регионе. Поговаривают, что на всех автодорогах, ведущих от границы, стояли «братки», которые под прикрытием милиции собирали с каждого микроавтобуса, перевозившего нелегальный товар, определенную сумму денег. Чалый стремился контролировать не только уголовников, но и государственных служащих, которые получали процент с контрабанды. Например, многим в регионе запомнилась история избиения авторитетом начальника смены Чопской таможни, который отказался платить бригаде дань в $ 50 тыс. в месяц. Потерпевший тогда даже написал заявление в милицию, но это дело спустили «на тормозах».
Ощущение безнаказанности вело Чалого и его бойцов к новым подвигам. Когда у СДПУ(о) в Закарпатье появились политические конкуренты, решившие бороться за пост мэра Мукачева, на борьбу с ними были брошены бандиты Чалого. Эти «отморозки» устраивали нападения на избирательные участки, блокировали автомобили с бюллетенями и даже захватили здание городского исполкома, откуда похитили избирательную документацию. Благодаря этим акциям и бездействию милиции, которой приказали не вмешиваться, выборы мэра были сорваны.
Теми же методами группировка Чалого действовала и во время выборов Президента Украины осенью 2004. Братки дошли уже до того, что избивали народных депутатов от оппозиции, намеревавшихся следить за подсчетом голосов на Закарпатье, и международных наблюдателей – во время первого тура президентских выборов Паульо с напарником при свидетелях избил и выгнал из помещения избирательного участка депутата грузинского парламента, который имел удостоверение официального наблюдателя, выданное украинским Центризбиркомом.
Боевой путь «политической» бригады Закарпатья резко оборвался 30 ноября 2004 года, когда бойцы ужгородского спецподразделения милиции в порыве раскаяния за свое бездействие во время предвыборной компании решили наконец положить край бесчинствам «Чалого» и его подручных. Милиционеры тогда пошли на врага, который «окопался» на территории ужгородского стадиона «Авангард», практически с голыми руками – руководство УМВД области отказалось выдать им оружие для проведения этой спецоперации.
Спецназовцам все же удалось тогда обезвредить несколько десятков бандитов, изъять большое количество «стволов» (среди которых были и автоматы Калашникова), 75 бейсбольных бит, большое количество кастетов, ножей и другого холодного оружия. Как выяснили оперативники, Чалый собрал в Ужгороде около 150 вооруженных бойцов с целью напасть на демонстрацию народного протеста против фальсификации результатов второго тура выборов. Страшно даже представить, чем могла закончиться эта карательная операция «политической» бригады, ведь в демонстрации участвовали в основном студенты, школьники и пенсионеры Ужгорода.
Долгое время после ареста и начала расследования уголовного дела, Паульо отказывался от дачи показаний и отрицал свою вину в инкриминируемых ему преступлениях. Но позже, видимо, осознал, что помощи ему ждать неоткуда, а перспектива получить за свои похождения лет пятнадцать тюрьмы, а то и пожизненное заключение – стала вполне осязаемой. Не менее болезненным, по всей видимости, для Чалого было и понимание того, что высокие покровители использовали его как «промокашку», которой пожертвовали сразу же, как почувствовали опасность. Единственным выходом для «промокашки» в такой ситуации – сдать своих хозяев. Очевидно, именно таким образом сейчас и поступит Паульо.